Выпал первый снег – самое время
вспомнить правила безопасного вождения. И срочно поставить зимнюю
резину, если вы все еще ездите на летней.
В основе безопасного вождения главное — грамотное торможение
/ shutterstock.com
В жизни автомобилиста вот-вот наступит очень сложный для езды зимний
период. Но, кроме машины, нужно адаптировать к зиме и свой стиль
вождения: даже небольшая ошибка, которая никак не сказывалась на
безопасности езды летом, сейчас может привести к ДТП. Сегодня узнала, как автомобилистам подготовить себя к «зимовке».
Летом водители могли позволить себе слегка полихачить, резко стартуя с
места, проезжая на скорости перекрестки, резво маневрируя между рядами и
обгоняя тихоходы с выездом на встречную полосу. Зимой любое из
описанных действий может привести к аварии со смертельным исходом. Так
как сразу перестроиться на спокойную езду невозможно, первый снегопад с
гололедом даже окрестили Днем жестянщика (так называют мастеров по
рихтовке кузова, работы у которых сразу становится очень много). Так что
ездите потише.
Приоритеты. Действия водителя за рулем должны быть направлены в первую
очередь на прогнозирование потенциально опасных ситуаций и
предупреждение потери управляемости автомобилем. Например, скорость и
дистанция выбираются с учетом того, что тормозной путь вырос, как
минимум на треть. Причем, не только у вас, но и у окружающих
автомобилей. Кроме того, нужно быть психологически готовым к тому, что в
любой момент машину может начать крутить (на 180—360—720 градусов) и
при возникновении заноса знать, что делать.
Внимание на руль. Советы по контраварийному вождению бесполезны в том
случае, если в автошколе водителю закрепили неверные навыки работы с
рулем. Прежде всего, нужно обратить внимание на посадку: спина должна
плотно прилегать к спинке сидения, кисти находиться в верхнем секторе
рулевого колеса (если представить себе циферблат, то в положении 9 часов
15 минут), чуть согнуты локтях. Теперь попробуйте вывесить передние
колеса (например, с помощью двух домкратов) и проверить, с какой
скоростью у вас получается произвести 5 циклов рулежки от упора до
упора. Автоспортсмены укладываются в 8—9 секунд. Достаточным для того,
чтобы выйти из заноса, является результат в 13—14 секунд. Если больше,
то лучше потренироваться — 2—2,5 часа для закрепления навыка вполне
достаточно.
И на тормоза. В основе безопасного вождения главное — грамотное
торможение. Любая оплошность может привести к вращению, заносу или
опрокидыванию автомобиля. Важно понимать, что в тот момент, когда вы
нажали на педаль тормоза, передние колеса автомобиля перегружаются, а
задние колеса, наоборот, недогружаются, автомобиль как бы клюет носом.
Если нажать на педаль тормоза во время поворота, может возникнуть занос
задних колес (их как бы слегка оторвет от земли) — и машина потеряет
управление. Если летом эта ошибка была критична лишь на высокой
скорости, то на мокрой дороге достаточно нажать на тормоз и при 30
км/час — часто машину несет при выезде из-за поворота.
Уроки зимнего вождения от Алексея Мочанова:
Типичные ошибки водителей при езде осенью и зимой
1. Резкий старт и финиш
Летняя привычка — резко рвануть на светофоре — на скользкой дороге
может сыграть злую шутку. Водитель жмет на педаль газа, но машина,
вместо того чтобы ехать прямо, буксует и соскальзывает вбок, прямо в
соседа по потоку (либо по парковке, если речь идет о начале движения).
Есть опасность и при резком торможении: если машина без АБС
(антиблокировочной системы тормозов), то возникает такое явление, как
юз: колеса блокируются, авто теряет управление и движется по инерции.
Иногда — в зад другого авто или в пешехода.
Совет. Представьте себе, что вы плывете в басейне, где вода смягчает и
замедляет все движения. Примерно с таким замедлением и нужно нажимать на
педаль газа поздней осенью и в течение всей зимы (кроме аварийных
ситуаций). Кстати, если под колесами лед, а у вас автомобиль с
механической КПП и без электронных систем стабилизации, лучше всего
стартануть со второй передачи.
Аналогично плавно нужно нажимать и на педаль тормоза (при отсутствии
АБС). Кстати, работу АБС можно сымитировать: сильно нажать на тормоз и
отпустить, повторив этот прием несколько раз, пока автомобиль не
остановится полностью. Для повышения эффективности торможения
используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на
пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю). И еще один
совет — не нажимайте на педаль сцепления до полной остановки автомобиля:
даже если двигатель заглохнет, сэкономленные сантиметры спасут от
столкновения.
На всякий случай также напоминаем, что летнюю резину уже нужно заменить
на зимнюю — среднесуточная температура уже давно ниже +7 °С. Если еще
не успели, учтите, что при пяти градусах мороза тормозной путь вырастет
на треть.
2. Желтый свет
Летняя привычка проскакивать на запрещенный сигнал светофора на
перекрестке в гололед может сыграть злую шутку. Хотя ПДД и разрешают (и
даже требуют) закончить маневр, если к тому моменту, как загорелся
желтый свет, ваш автомобиль уже выехал на перекресток, но лучше
остановиться сразу, как только замигал зеленый. Дело в том, что другие
автомобили могут резко стартануть, а остановиться из-за скользкой дороги
вовремя вы просто не успеете или машину понесет. Второй вариант этой
аварийной ситуации — вы стартанули сразу же после того, как красный
сменился на желтый, а другой «джигит» в этот момент решил проскочить на
«остатки зеленого».
Совет. К регулируемым перекресткам относитесь в холодное время года
точно также, как к нерегулируемым. То есть, при начале движения на
зеленый сигнал светофора сделайте секундную паузу и посмотрите по
сторонам.
Также всегда нужно сделать поправку на видимость. Ведь при тумане
человеческому глазу все предметы сквозь водяной пар и капли
представляются примерно в полтора-два раза более удаленными, чем в
действительности. Кроме того, желтый цвет становится красноватым, а
зеленый — желтоватым. А если туман настиг вас в пути ночью...
Кстати, для лучшей видимости даже днем включайте фары ближнего света:
помимо того, что лучше будете видеть вы, лучше будет видно и вас.
3. Занос авто
Стандартная ситуация — водитель пытается выехать из двора (или со
второстепенной дороги) и повернуть налево через 2-3 полосы на Т-образном
перекрестке. Естественно, он пытается осуществить свой маневр как можно
скорее — и слева, и справа движется транспорт. Летом выполнить такой
поворот несложно, а вот на скользкой осенне-зимней дороге... Резко
крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или
переборщил с ускорением или торможением — авто понесет.
Совет. Заноса лучше не допускать, а секрет успеха — плавность и
четкость движений. Планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и
сбавляйте (а не тормозите) скорость в случае любого изменения рельефа
дороги. Понятное дело, что в городе эта задача осложняется тем, что
маневр нужно осуществить как можно быстрее, чтобы вклиниться в поток.
Учтите, что при оценке дистанции до идущего справа и/или слева
автомобиля, нужно учесть не только его скорость, но и расстояние. Хватит
ли у него остановочного пути в том случае, если вы ошибетесь и, к
примеру, застрянете посреди дороги? Также нужно убедиться в том, что вас
вообще видят другие участники дорожного движения, а вы видите их (при
выезде из двора из-за неправильно припаркованных машин часто видимость
ограничена).
Если есть хоть какие-то сомнения, то лучше повернуть направо, проехать
расстояние до ближайшего безопасного разворота, чем рисковать.
Что делать при заносе
Если занос все-таки произошел, нужно оперативно применить один из приемов контраварийного вождения:
Передний привод. При заносе переднеприводного автомобиля водитель
должен повернуть руль в сторону заноса и нажать на газ — в этом случае
ведущие колеса будут вытягивать автомобиль. Но увеличение скорости в
повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес.
Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к
движению в заданном ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу
топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после
этого снова поднажать.
Задний привод. Если заднюю часть автомобиля начинает заносить влево и
он как бы пытается развернуться поперек дороги, нужно убрать ногу с
педали газа и четко поворачивать руль влево. Если понесло вправо —
вправо.
4. Вода вместо незамерзайки
Проблема характерна для межсезонья, когда на улице температура
колеблется от +2 до -2 градусов Цельсия. Водитель хочет очистить стекло и
распрыскивает летний омыватель. Так как под капотом возле бачка горячо,
сделать это несложно (омыватель находится в жидком состоянии). Но на
стекле смесь воды и ПАВ тут же кристализуется, и лобовое стекло
моментально покрывается белым налетом. Пока дворники с ним справятся,
проходит около двух секунд, в течение которых водитель «слепнет».
Хорошо, если за это время не происходит ДТП.
Совет. Заливать дорогущий зимний омыватель (20-30 грн за литр) жалко:
дороги грязные и 3-литровая канистра уходит за день. Простое и логичное
решение — разбавить зимний с летним (и/или с водой). Но нужно знать, что
делать, чтобы в том случае, если температура опустится еще ниже,
жидкость не замерзла в бачке. Учтите, что рекламная надпись на канистре,
например, «-20», не всегда правдива. Более того, очень часто водитель
разбавляет такую жидкость в пропорции 50х50 и остается без омывателя уже
при температуре ниже 5 градусов. Правильная пропорция обычно указана
внизу канистры мелким шрифтом.
5. Неверное расстояние
Очень часто водители современных дорогих автомобилей неверно оценивают
возможности соседей по потоку. Соответственно, держат дистанцию и
интервал точно такие же, как и летом. Между тем, к примеру, старенькие
Жигули или Таврию заносит, крутит; в случае столкновения виновным часто
признают не того, кого занесло, а того, кто в него из-за этого въехал:
п. 12.3 ПДД гласит, что в случае возникновения опасности или препятствия
водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки. А
столкновение произошло из-за того, что водитель идущего сзади авто не
держал дистанцию либо интервал.
Совет. Если дорога скользкая, то даже если вы управляете
суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством
электронных систем безопасности, нужно оставлять достаточное для маневра
пространство и избегать резких движений. Дело в том, что снег или лед
почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, а значит, произойти
может все что угодно. И даже если вы на 500% уверены в надежности и
сверхвозможностях своей машины, подумайте: можете ли вы то же самое
сказать обо всех автомобилях на дороге?
|