Переведя коробку в режим 2 или 3, можно эффективно тормозить двигателем
/ shutterstock.com
Любой автомобиль с автоматической трансмиссией в эксплуатации
отличается от машины с «механикой», а зимняя езда с АКПП может
отличаться особенно разительно. Морозным утром гидромеханическую
автоматическую коробку передач (то есть в данном случае речь не идет о
роботизированной механике) стоит прогреть. Для этого, как советует Автоцентр,
нужно перевести селектор в положение D (Drive) и, удерживая машину
педалью тормоза, простоять на месте порядка 5-10 секунд. Затем процедуру
повторить в положении селектора R (задний ход).
Существенный плюс езда на «автомате» зимой в том, что автомобиль с
АКПП, как правило, умеет трогаться с места более плавно, чем
среднестатистический водитель на «механике». Это значит, что вероятность
забуксовать на скользкой поверхности меньше. Еще проще стартовать в
зимнем режиме W (winter), когда машина начинает двигаться со второй или
третьей передачи, и дальнейшие переключения вверх обычно происходят при
более низких оборотах – то есть без резких изменений крутящего момента
на ведущих колесах.
К сожалению, большинство АКПП (кроме роботизированной «механики») не
всегда позволяют использовать такой эффективный и порой необходимый в
гололед прием, как торможение двигателем.
Но почти все старые «автоматы» имеют режим ограничения включения высших
передач – положения селектора 2, 3. Переводя коробку в один из таких
режимов, при зимней езде с «автоматом» можно эффективно тормозить
двигателем на скользкой поверхности.
Так можно делать на современных коробках с возможностью ручного
секвентального переключения. Для этого нужно перейти на как можно более
низкую передачу – насколько это позволит сделать «электронный мозг»
АКПП.
Также автоматические коробки передач зимой усложняют выезд автомобиля
из снега в случае застревания – раскачать такую машину, подавая
попеременно то вперед, то назад, труднее, чем с «механикой». Чтобы
все-таки «раскачаться», нужно фиксировать машину педалью тормоза в
каждом из крайних положений на те несколько секунд, пока коробка по
команде водителя переключается с одной из передних передач на заднюю и
наоборот.
Автомобили с гидромеханической трансмиссией, как известно, склонны к
буксованию в тяжелых условиях движения. Причина - гидромуфта, из-за
которой водителю при езде на «автомате» зимой трудно вовремя заметить
несоответствие оборотов двигателя скорости движения, что может привести к
трудностям при движении на подъем, в глубоком снегу. Чтобы не допустить
такое ход событий, требуются повышенное внимание, открытое окно,
аккуратная работа акселератором и навыки езды «внатяжку».
Зимой также нужно помнить об особенностях управления автомобилем, оборудованном ABS.
Антиблокировочная система тормозов, призванная повышать эффективность
работы тормозов, зимой может сыграть с водителем злую шутку, а именно
существенно увеличить тормозной путь, если машина едет по покрытию с
неоднородным коэффициентом сцепления (когда под разными колесами в один
момент оказываются лед, рыхлый снег, асфальт).
Помня об этом, нужно внимательно следить за поверхностью дороги по всей
ширине автомобиля и учитывать состояние покрытия при расчете тормозного
пути. То есть, с ABS зимой на сухой чистой поверхности тормозной путь
будет коротким, и на скользкой дороге (в том числе, если одна сторона
идет по чистому асфальту) - в той или иной мере длинным.
Кроме того, эффективность торможения на льду с ABS зимой сильно зависит
от сцепных свойств шин, поэтому сократить тормозной путь поможет
«правильная» резина - достаточно качественная и неизношенная. Кстати,
зимние шины не обязательно должны быть шипованными, в большинстве
случаев в условиях нашей зимы можно обходиться фрикционными покрышками.
Преимущество тормозов с ABS на зимних дорогах в том, что свою вторую
задачу – сохранять при торможении заданный курс автомобиля и возможность
корректировать его, – антиблокировочная система исполняет так же
тщательно, как и летом. Даже если машина при торможении попадает на
скользскую поверхность, электроника должна сохранить заданную водителем
траекторию движения. А ведь именно из-за разворота машины (без ABS)
относительно вертикальной оси при торможении происходит большая часть
зимних дорожных происшествий.