Как выбрать автомобильный сабвуфер.
Как и всегда, я буду пытаться объяснить все доступным языком (хотя это не просто, когда речь идет о сабах), и поэтому не буду затрагивать тему грамотного расчета корпусов и грузить Вас терминами типа резонансной частоты, добротности, эквивалентного объема и т.д. Попробуем взглянуть на эту тему глазами простого любителя музыки.
Прежде
чем выбирать автомобильный сабвуфер (саб) убедитесь в том, что у Вас
уже есть правильные компоненты Вашей будущей системы (настоящей).
Желательно, чтобы спереди стояла компонентная система, сзади либо
компонентная либо коаксиальная система. Усилок на акустику ставить
необязательно, но весьма желательно. Главное помнить, что и без
автомобильного сабвуфера у Вас должен быть более-менее нормальный бас.
Помните - саб не способен заменить акустику, а призван дополнить ее.
Существует ошибочное мнение, что саб может качать так называемый
«верхний бас». Ничего подобного, «верхний бас» должны давать колонки, а
саб ТОЛЬКО «нижний».
Для правильного выбора, прежде всего, оцените всю систему. Не стоит брать очень дорогой и мощный автомобильный сабвуфер, если у Вас не особо качественные колонки и усилки (саб может их просто забить). |
Динамики бывают четырех основных размеров 8” 10” 12” 15” . Чем больше размер, тем больше звукового давления у Вас будет, но и гудеть он будет сильнее, да и размер крупнее. Поэтому оптимальный размер 10”-12”. При выборе саба обратите внимание на материал подвеса. Если подвес из резины, саб более мягкий, если из каучука (вспененной резины) - более жесткий и часто более дешевый. Обратите внимание на корзину саба. Более мощный саб обычно имеет литую (из алюминия) корзину.
Считается что мировыми лидерами (на 2007г) являются американские фирмы, но смотрите, чтобы под видом американской фирмы Вам не подсунули дешевый «Китай». Сейчас это сплошь и рядом, да и вообще выбор лучше предоставить грамотному и честному продавцу. Помните, что если бренд неизвестный, то это на 90% «Китай» и всего на 10% действительно хорошая вещь. Разобраться очень не просто. Примеры хороших фирм: Alpine, Blaupunkt, Boston Acoustics, Clarion, Crunch, DLS, Genesis, Focal, Hertz, Infinity, JBL, JL Audio, JVC, Kenwood, Lightning Audio, Magnat, MTX, Morel, Nakamichi, Panasonic, Pioneer, Rockford Fosgate, SONY, Soundstream, Zapco.
Теперь про мощности. Правило первое (и единственное): фирмы - все ВРУТ! На заявленную мощность не стоит обращать никакого внимания. Больше смотрите на внешний вид (хотя и он может обмануть) и репутацию фирмы. Помните - саб честной мощностью в 500 Вт. номинала должен иметь литую корзину, весить 20 кг. (один динамик без корпуса) и магнит у него должен быть почти как сам динамик. Для нормального прослушивания достаточно одного саба честной мощностью 150-250вт. Если надо, чтобы волосы вставали дыбом, лучше берите два саба или один сдвоенный с головками по 10 дюймов. Чтобы использовать мощный саб, надо делать шумоизоляцию (хотя бы багажника), иначе будете слышать не звук саба, а дребезжание обшивки.
Корпусные автомобильные сабвуферы.
Чтобы не повторятся два раза, далее речь пойдет одновременно и о готовых корпусных сабах и об отдельных корпусах для тех, у кого уже есть динамик (или хочеться купить по отдельности).
Корпуса (корпусные сабы) бывают трех основных типов (наиболее распространенные).
«Закрытый ящик» (ЗЯ) - это когда сабвуферный динамик врезан в закрытый ящик. Бас у этого типа сабвуферов более четкий, правильный, но менее громкий и глубокий, чем у двух других. Одно из преимуществ - меньшие размеры. Такие сабы (корпуса) я бы порекомендовал в джипы, универсалы, хач-беки, для тех, кому не надо чтобы «крышу сносило». Так же, их можно порекомендовать владельцам мощных усилков 300 и более Вт в номинале (при условии, что саб тоже мощный или их несколько). За счет мощности можно вытянуть звуковое давление.
Фазинверторный ящик - это когда динамик врезан в ящик с фазинвертором (портом). Фазинвертор - так называемая дырка в корпусе с портом, служит для усиления звукового давления и улучшения глубины баса. Фазинверторы у готовых сабов и отдельно корпусов должны быть обязательно рассчитаны. КПД у этих сабов (корпусов) при правильном расчете более высокий, чем у ЗЯ. Этот тип корпусов можно ставить в любую машину. Бас у них глубокий, плотный и громкий. Идеально подходит «для тех, кому надо и громко и качественно». Отлично подойдет владельцам слабых усилков и сабвуферных головок. Недостатки – более крупный размер корпуса и гораздо более требователен к расчету корпуса.
Банд-Пасс ящик – это когда динамик расположен внутри ящика, а звук идет только из фазинвертора. Бас у них глубокий, громкий, но зачастую гудит. Часто корпуса делают на половину прозрачными, чтобы были видны сами динамики, иногда с подсветкой. Такой вид корпуса подойдет тем, кому надо, чтобы было красиво и пафосно. Подойдет в любой тип машины. В изготовлении такие корпуса более дорогие, чем ЗЯ и фазинверторный ящик, поэтому в них обычно ставят более дешевые головки. Из за этого, готовых хороших сабов этого типа почти нет, и как правило, большой, дорогой и красивый саб на деле играет средне.
Корпуса
автомобильных сабвуферов всех трех видов бывают «Родного» и Российского
производства. Российские корпуса гораздо дешевле (не надо платить за
доставку) и зачастую не хуже «родных» (при условии, что они правильно
рассчитаны).
Примеры хороших сабвуферных головок, на базе которых можно построить отличный саб:
Alpine SWR-1522D, Alpine SWR-1222D, Alpine SWR-1022D, Alpine SWE-1243E, Alpine SWE-1043E, Alpine SWE-843E
Genesis Audiophile 30.01, Genesis Audiophile 25.01
JBL GTO1002D, JBL GTO1202D, JBL GTO1502D, JBL W12GTi MkII, JBL W15GTi MkII, JBL P1222, JBL P1022
Morel Ultimo-SW12
MTX RFL152
Nakamichi SPW-1210
Soundstream PCW-10, Soundstream PCW-12, Soundstream PCW-15, Soundstream RFW-10, Soundstream RFW-12, Soundstream SPLX-12/2, Soundstream SPLX-15/2, Soundstream SPLX-12/4, Soundstream SPLX-15/4
Zapco I-10, Zapco I-10D, Zapco I-12, Zapco I-12D