|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История этой фирмы, как и библейская история всего человечества, началась с Адама. В 1862 г. немецкий предприниматель Адам Опель открыл в Рюссельсхайме фабрику по производству машин, правда, швейных. А что касается машин "самобеглых", то лично он не имел к ним никакого отношения. Хотя имя его и красуется до сих пор в официальном названии известнейшей Автомобилестроительной компании - "Adam Оpel AG". О выпуске автомобилей на фирме Opel начали подумывать уже после смерти ее основателя в 1895 г. Наследники Адама- его пятеро сыновей, видели, что спрос на швейные машины, а также на велосипеды, которые фабрика тоже производила, резко упал. Нужно было позаботиться и о какой-то другой продукции. А изготовление автомобилей, только входивших тогда в моду, казалось делом перспективным. Однажды братья Опель случайно попали в Берлине на автогонки, победу в которых одержал Фридрих Луцманн на машине собственного производства. Под впечатлением этого они решили купить его автомобилестроительное предприятие. Договор был подписан 21 января 1899 г., и вскоре на рынке появились автомобили Опель, изготовленные по патенту Луцмана. Увы, автомобили эти не принесли желаемого коммерческого успеха. Дело в том, что машины Lutzmann, в свою очередь, были лицензионными копиями-они как две капли воды походили на модель Benz Velo, которая к тому времени уже изрядно устарела. Вот почему изготовив всего 65 автомобилей "системы Луцманн", фирма Opel в 1901 г. прекратила их выпуск. В начале следующего года была куплена лицензия у другой фирмы - французской Дарракк (Darracq). На сей раз выбор оказался удачным. Машины этой марки имели по тем временам самую передовую конструкцию. В частности, привод задней оси осуществлялся уже карданным валом, а не архаичной цепью, как у большинства других моделей. Автомобили системы "Дарракк" в разных версиях фирма Opel выпускала до 1907 г. Новые автомобили продавались под маркой Opel Darracq и пользовались большим успехом. Тем не менее братья Фритц и Вельгельм не забывали и о собственных разработках. Еще осенью 1902 г. они показали на автосалоне в Гамбурге первую машину, созданную на фирме Opel , - модель 10/12 PS. Впоследствии она производилась серийно в течение четырёх лет. Важнейшим этапом в истории фирмы стал выпуск в 1909 г. модели 4/8 PS, более известный как Докторваген (Doktorwaqen). Слово "доктор" в названии не было случайным: машина как бы предназначалась для выездов врачей по вызовам. Он отличался надёжностью конструкции и доступной ценой. Стоил автомобиль недорого - ДМ 3950, примерно вдвое дешевле "комфортабельных" моделей того времени. Все эти качества привлекли, понятно, не только врачей. Название было всего лишь маленькой рекламной уловкой. А по сути это была подлинно демократичная машина, предназначенная для широкого круга покупателей. Стоит ли удивляться, что в 1909-1910гг. выпуск автомобилей на фирме Opel увеличился в два раза (с 845 до 1615 автомобилей). Были построены новые производственные помещения, оснащенные самыми современными станками. К 1910 г. на фирме Opel была введена модульная система, позволявшая создавать комбинации из различных типов шасси, двигателей и кузовов. Такая стандартизация открывала путь конвейерному производству. К этой идее вернулись после перерыва, вызванного Первой мировой войной. В 1911 году случайный пожар практически полностью уничтожил фабричные цеха. Последовавшая реконструкция и полное обновление техники выгодно сказались на дальнейшей судьбе завода. В 1912 году был собран 10 000-й автомобиль. К началу Первой Мировой войны ежегодный выпуск достиг 3 335 автомобилей. Для того, чтобы превзойти этот показатель, компании потребовались долгие 10 лет. В 1924 г. Opel, кстати, первым в Германии, запустил ленту сборочного конвейера. Это позволило удешевить выпуск автомобилей и продавать их по "божеским" ценам. В результате к 1928 году доля компании на рынке страны возросла до 37,5%, а годовая продажа превысила 42 тыс. машин. Фритц и Вильгельм за заслуги в развитии национальной тяжелой промышленности получили дворянство. Для конвейерной сборки была создана новая модель - 4/12 PS. Впрочем, слово "создана" нуждается в уточнении, поскольку машина имела необычайное сходство с французской Citroen 5 CV, которая даже обратилась в суд, требуя уплаты за лицензию. Однако, как выяснилось, существовали и отличия: иные рабочий объём двигателя и длина базы, зажигание от магнето вместо батарейного. Короче говоря, дело бело прекращено. Конвейерный первенец представлял собой компактную двухместную машину весом 570 кг. Она получила название Laubfrosch ("Древесная лягушка") - потому что, во-первых, в отличие от желтых "ситроенов" окрашивалась только в зелёный цвет, а во-вторых, благодаря своеобразной конструкции подвески лихо подпрыгивала на ухабах. Первоначально автомобиль этот стоил DМ 4500, но постепенно цена его снижалась, и к концу выпуска была уже меньше DM 2000. Всего с 1924 по 1931 год изготовили 119 484 таких машин, что стало своеобразным рекордом - впервые за все время существования фирмы производство одной модели перевалило за 100 тыс. штук. Яркая страница в истории Opel - программа создания ракетных автомобилей и других автомобилей и других транспортных средств, носившая название RAC. Поначалу работы проводились в глубокой тайне, но после серии удачных пробных заездов реактивные машины вывели на показ. Внук основателя фирмы, авто- и мотогонщик Фриц фон Опель в мае 1928 г. выступил на треке "Авус" в Берлине, и его машина RAC 2 развила скорость 238 км/ч. В конце 20-х годов разразился мировой экономический кризис. Фирма Opel оказалась в труднейшем экономическом положении, и её "взял под крылышко" заокеанский гигант General Motors, который помог новообретённой "дочери" пережить трудные времена. К марту 1929 года GM приобрёл 80 процентов акций, за которые выплатил семье фон Опель 26 миллионов долларов. И только спустя более чем два года оставшиеся 20 процентов перешли к американцам. Периодом подъёма стали для компании 30-е годы. К середине десятилетия она являлась самым крупным производителем легковых автомобилей в Европе и производила более чем 120 000 автомобилей. В 1936 году компания прекратила производство мотоциклов. В 1935 г., когда Германия готовилась к проведению в Берлине всемирных Олимпийских игр, фирма начала выпуск малолитражки, получившей в честь этого события имя Olympia. На облицовке радиатора крепился и соответствующий шильдик с изображением дискобола. А верх капота увенчивала новая фирменная эмблема - литая алюминиевая фигурка в виде дирижабля Zeppelin Hindenburq в Южную Америку, точнее в Рио-де-Жанейро. На его борту и находился юбилейный, 500-тысячный Opel. Разумеется, это была Olympia. Olympia - первый немецкий автомобиль массового производства, имевший безрамную конструкцию, т.е. цельностальной несущий кузов, к которому крепились все узлы и агрегаты. Это новаторское инженерное решение позволяло уменьшить высоту авто, и главное - его вес. В 1935 - 1937гг. была выпущена 81 661 машина Olympia с двигателем 1,3 л. Затем у автомобиля доработали дизайн, поставили более мощный 1,5 литровый верхнеклапанный мотор, и до 1940 г. семейство Olympia пополнилось ещё на 87 217 штук. 1938 год стал рекордным - силами 26 944 работников было выпущено 140 580 автомобилей. Через год Германия начала войну. Производство легковых автомобилей было прекращено. Помимо грузовиков завод в Рюссельхайме изготовлял комплектующие для самолётов Люфтваффе. А Opel Blitz стал самым популярным среднетоннажным грузовиком немецкой армии. Их выпустили 97 848 экземпляров. К концу войны заводы Opel в Рюссельхайме и Берлин-Бранденбурге были полностью уничтожены. Часть оборудования заводов по репарации после победы над фашизмом перешла к Советскому Союзу. Довоенная модель Kadett стала выпускаться в СССР под маркой "Москвич". В 1947-м году первой послевоенной моделью Опель, сошедшей с конвейера отстроенного завода, была Olympia. Через год американские военные восстановили права GM на собственность заводов Opel. Компания снова была на подъёме и немало способствовала экономическому возрождению Германии. После окончания реконструкции завода в Рюссельхайме в 1950 году с его конвейеров стали сходить обновлённые версии моделей Olympia и Kapitan. В 1953 году появился новый Opel Rekord, несущий кузов которого был разработан с чистого листа. С появлением этой модели ежегодное производство достигло более 100 000 автомобилецй. 1962 год ознаменовался открытием автозавода в местечке Бохум (Bochom). С его конвейера начинают сходить новые Kadett'ы. Опель открывает также испытательный центр в Дюденхофене (Dudenhofen) и завод запчастей в Кайзерслайтерне (Kaiserslautern). В 1968 году появляется Opel GT. 1972 год - Opel является самым крупным немецким изготовителем автомобилей. На его долю приходиться 20,4 процента рынка. В 1972 году в Женеве дебютирует Kadett D, ставший со временем бестселлером. В 1982-м на новом испанском заводе в Caparoce (Zaragoza) начали выпускать маленькую Corsa. К тому же времени ежегодный объём производства превысил 1 млн. автомобилей. В 1982 году Opel стал первым европейским производителем, оснащающим свои автомобили катализатором. А в 1995-м на все модели стали устанавливать полноразмерные подушки безопасности для водителя и пассажира. 1998-й - новая ступень к безопасности автомобилей. Всё возрастающая конкуренция подхлёстывает Opel искать оригинальные решения, делать свои автомобили комфортнее и безопаснее, а это и есть залог постоянного совершенствования марки. Логотипы Opel
|