История
этой фирмы, как и библейская история всего человечества, началась с
Адама. В 1862 г. немецкий предприниматель Адам Опель открыл в
Рюссельсхайме фабрику по производству машин, правда, швейных. А что
касается машин "самобеглых", то лично он не имел к ним никакого
отношения. Хотя имя его и красуется до сих пор в официальном названии
известнейшей Автомобилестроительной компании - "Adam Оpel AG". О
выпуске автомобилей на фирме Opel начали подумывать уже после смерти ее
основателя в 1895 г. Наследники Адама- его пятеро сыновей, видели, что
спрос на швейные машины, а также на велосипеды, которые фабрика тоже
производила, резко упал. Нужно было позаботиться и о какой-то другой
продукции. А изготовление автомобилей, только входивших тогда в моду,
казалось делом перспективным. Однажды братья Опель случайно попали в
Берлине на автогонки, победу в которых одержал Фридрих Луцманн на машине
собственного производства. Под впечатлением этого они решили купить его
автомобилестроительное предприятие. Договор был подписан 21 января 1899
г., и вскоре на рынке появились автомобили Опель, изготовленные по
патенту Луцмана. Увы, автомобили эти не принесли желаемого
коммерческого успеха. Дело в том, что машины Lutzmann, в свою очередь,
были лицензионными копиями-они как две капли воды походили на модель
Benz Velo, которая к тому времени уже изрядно устарела. Вот почему
изготовив всего 65 автомобилей "системы Луцманн", фирма Opel в 1901 г.
прекратила их выпуск. В начале следующего года была куплена
лицензия у другой фирмы - французской Дарракк (Darracq). На сей раз
выбор оказался удачным. Машины этой марки имели по тем временам самую
передовую конструкцию. В частности, привод задней оси осуществлялся уже
карданным валом, а не архаичной цепью, как у большинства других моделей.
Автомобили системы "Дарракк" в разных версиях фирма Opel выпускала до
1907 г. Новые автомобили продавались под маркой Opel Darracq и
пользовались большим успехом. Тем не менее братья Фритц и Вельгельм не
забывали и о собственных разработках. Еще осенью 1902 г. они показали на
автосалоне в Гамбурге первую машину, созданную на фирме Opel , - модель
10/12 PS. Впоследствии она производилась серийно в течение четырёх лет.
Важнейшим
этапом в истории фирмы стал выпуск в 1909 г. модели 4/8 PS, более
известный как Докторваген (Doktorwaqen). Слово "доктор" в названии не
было случайным: машина как бы предназначалась для выездов врачей по
вызовам. Он отличался надёжностью конструкции и доступной ценой. Стоил
автомобиль недорого - ДМ 3950, примерно вдвое дешевле "комфортабельных"
моделей того времени. Все эти качества привлекли, понятно, не только
врачей. Название было всего лишь маленькой рекламной уловкой. А по сути
это была подлинно демократичная машина, предназначенная для широкого
круга покупателей. Стоит ли удивляться, что в 1909-1910гг. выпуск
автомобилей на фирме Opel увеличился в два раза (с 845 до 1615
автомобилей). Были построены новые производственные помещения,
оснащенные самыми современными станками. К 1910 г. на фирме Opel
была введена модульная система, позволявшая создавать комбинации из
различных типов шасси, двигателей и кузовов. Такая стандартизация
открывала путь конвейерному производству. К этой идее вернулись после
перерыва, вызванного Первой мировой войной. В 1911 году случайный пожар
практически полностью уничтожил фабричные цеха. Последовавшая
реконструкция и полное обновление техники выгодно сказались на
дальнейшей судьбе завода. В 1912 году был собран 10 000-й автомобиль. К
началу Первой Мировой войны ежегодный выпуск достиг 3 335 автомобилей.
Для того, чтобы превзойти этот показатель, компании потребовались долгие
10 лет. В
1924 г. Opel, кстати, первым в Германии, запустил ленту сборочного
конвейера. Это позволило удешевить выпуск автомобилей и продавать их по
"божеским" ценам. В результате к 1928 году доля компании на рынке страны
возросла до 37,5%, а годовая продажа превысила 42 тыс. машин. Фритц и
Вильгельм за заслуги в развитии национальной тяжелой промышленности
получили дворянство. Для конвейерной сборки была создана новая
модель - 4/12 PS. Впрочем, слово "создана" нуждается в уточнении,
поскольку машина имела необычайное сходство с французской Citroen 5 CV,
которая даже обратилась в суд, требуя уплаты за лицензию. Однако, как
выяснилось, существовали и отличия: иные рабочий объём двигателя и длина
базы, зажигание от магнето вместо батарейного. Короче говоря, дело бело
прекращено. Конвейерный первенец представлял собой компактную
двухместную машину весом 570 кг. Она получила название Laubfrosch
("Древесная лягушка") - потому что, во-первых, в отличие от желтых
"ситроенов" окрашивалась только в зелёный цвет, а во-вторых, благодаря
своеобразной конструкции подвески лихо подпрыгивала на ухабах.
Первоначально автомобиль этот стоил DМ 4500, но постепенно цена его
снижалась, и к концу выпуска была уже меньше DM 2000. Всего с 1924 по
1931 год изготовили 119 484 таких машин, что стало своеобразным рекордом
- впервые за все время существования фирмы производство одной модели
перевалило за 100 тыс. штук. Яркая страница в истории Opel -
программа создания ракетных автомобилей и других автомобилей и других
транспортных средств, носившая название RAC. Поначалу работы проводились
в глубокой тайне, но после серии удачных пробных заездов реактивные
машины вывели на показ. Внук основателя фирмы, авто- и мотогонщик Фриц
фон Опель в мае 1928 г. выступил на треке "Авус" в Берлине, и его машина
RAC 2 развила скорость 238 км/ч. В
конце 20-х годов разразился мировой экономический кризис. Фирма Opel
оказалась в труднейшем экономическом положении, и её "взял под крылышко"
заокеанский гигант General Motors, который помог новообретённой
"дочери" пережить трудные времена. К марту 1929 года GM приобрёл 80
процентов акций, за которые выплатил семье фон Опель 26 миллионов
долларов. И только спустя более чем два года оставшиеся 20 процентов
перешли к американцам. Периодом подъёма стали для компании 30-е
годы. К середине десятилетия она являлась самым крупным производителем
легковых автомобилей в Европе и производила более чем 120 000
автомобилей. В 1936 году компания прекратила производство мотоциклов. В
1935 г., когда Германия готовилась к проведению в Берлине всемирных
Олимпийских игр, фирма начала выпуск малолитражки, получившей в честь
этого события имя Olympia. На облицовке радиатора крепился и
соответствующий шильдик с изображением дискобола. А верх капота
увенчивала новая фирменная эмблема - литая алюминиевая фигурка в виде
дирижабля Zeppelin Hindenburq в Южную Америку, точнее в Рио-де-Жанейро.
На его борту и находился юбилейный, 500-тысячный Opel. Разумеется, это
была Olympia. Olympia - первый немецкий автомобиль массового
производства, имевший безрамную конструкцию, т.е. цельностальной несущий
кузов, к которому крепились все узлы и агрегаты. Это новаторское
инженерное решение позволяло уменьшить высоту авто, и главное - его вес.
В 1935 - 1937гг. была выпущена 81 661 машина Olympia с
двигателем 1,3 л. Затем у автомобиля доработали дизайн, поставили более
мощный 1,5 литровый верхнеклапанный мотор, и до 1940 г. семейство
Olympia пополнилось ещё на 87 217 штук. 1938 год стал рекордным -
силами 26 944 работников было выпущено 140 580 автомобилей. Через год
Германия начала войну. Производство легковых автомобилей было
прекращено. Помимо грузовиков завод в Рюссельхайме изготовлял
комплектующие для самолётов Люфтваффе. А Opel Blitz стал самым
популярным среднетоннажным грузовиком немецкой армии. Их выпустили 97
848 экземпляров. К концу войны заводы Opel в Рюссельхайме и
Берлин-Бранденбурге были полностью уничтожены. Часть оборудования
заводов по репарации после победы над фашизмом перешла к Советскому
Союзу. Довоенная модель Kadett стала выпускаться в СССР под маркой
"Москвич". В 1947-м году первой послевоенной моделью Опель,
сошедшей с конвейера отстроенного завода, была Olympia. Через год
американские военные восстановили права GM на собственность заводов
Opel. Компания снова была на подъёме и немало способствовала
экономическому возрождению Германии. После окончания
реконструкции завода в Рюссельхайме в 1950 году с его конвейеров стали
сходить обновлённые версии моделей Olympia и Kapitan. В 1953 году
появился новый Opel Rekord, несущий кузов которого был разработан с
чистого листа. С появлением этой модели ежегодное производство достигло
более 100 000 автомобилецй. 1962 год ознаменовался открытием
автозавода в местечке Бохум (Bochom). С его конвейера начинают сходить
новые Kadett'ы. Опель открывает также испытательный центр в Дюденхофене
(Dudenhofen) и завод запчастей в Кайзерслайтерне (Kaiserslautern). В
1968 году появляется Opel GT. 1972 год - Opel является самым крупным
немецким изготовителем автомобилей. На его долю приходиться 20,4
процента рынка. В 1972 году в Женеве дебютирует Kadett D, ставший
со временем бестселлером. В 1982-м на новом испанском заводе в Caparoce
(Zaragoza) начали выпускать маленькую Corsa. К тому же времени
ежегодный объём производства превысил 1 млн. автомобилей. В 1982 году
Opel стал первым европейским производителем, оснащающим свои автомобили
катализатором. А в 1995-м на все модели стали устанавливать
полноразмерные подушки безопасности для водителя и пассажира. 1998-й -
новая ступень к безопасности автомобилей. Всё возрастающая конкуренция
подхлёстывает Opel искать оригинальные решения, делать свои автомобили
комфортнее и безопаснее, а это и есть залог постоянного
совершенствования марки. Логотипы Opel
| | | | 1862 | 1890 | 1899 | 1902 | | | | | 1909 | 1910 | 1921 | 1928 | | | | | 1930 | 1947 | 1950 | 1954 | | | | | 1963 | 1964 | 1968 | 1970 |
| | |
|
| 1987 |
|
|